МБОУ "Гимназия № 131"
город Барнаул, Алтайский край
  • Информационная безопасность

    Формирование культуры безопасности учащихся осуществляется через решение следующих задач:

    - формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;

    - развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;

    - формирование способностей для принятия безопасных решений в быту;

    - привитие знаний, умений, навыков по снижению индивидуальных и коллективных рисков;

    - выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

    памятка

    Документы

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

    http://window.edu.ru/catalog/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    http://1september.ru/ - Издательский дом «1 сентября»
    http://pedsovet.org/ - Всероссийский ИНТЕРНЕТ - педсовет
    http://scenary.narod.ru/spisok.html - Праздник каждый день
    http://ict.edu.ru/ - ИКТ в образовании 
    http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm - Образовательный портал
    http://www.zavuch.ru/ - Информационный портал для работников системы образования

    Родителям

    1. Ухудшение здоровья ребенка

      Больше всего от многочасового сидения за компьютером у детей страдают зрение и осанка. Не поможет даже самый удобный стул или кресло, ведь активно растущему человеку необходимо много двигаться. Первую половину дня ребёнок сидит за партой в школе, после обеда сначала делает домашнее задание, потом снова сидит, но уже за компьютером. Сами понимаете, что при таком образе жизни оставаться здоровым очень сложно.

      Тут может помочь функция "родительский контроль" - программа, с помощью которой можно устанавливать время доступа ребёнка к компьютеру. Но лучше и эффективнее своим примером показать интересные занятия вне интернета. 

    2. Интернет-зависимость

      Интернет-зависимость - это не естественная зависимость людей, как зависимость от воздуха, воды или еды. В интернете люди обычно ищут то, чего им не хватает в реальной жизни. Чем дети и подростки занимаются в интернете? Согласно исследованиям, большую часть времени (около 78 процентов) пользователи до 18 лет тратят на социальные сети и мессенджеры. Если с общением в реальной жизни у ребёнка нет трудностей, то использование дополнительных средств коммуникации не приведут к серьезным проблемам. Если же у ребёнка есть определённые трудности про живом общении, то лучше обратиться к психологу. Интернет-зависимость - это не причина, а тут выступает не причина, а следствие проблем.  

    3. Просмотр нежелательного контента

      Во-первых, речь идет о классическом наборе: порнография, суициды, сцены насилия и жестокости. Запретить доступ к нежелательным сайтам могут поисковые фильтры, настройки приватности и программы "родительского контроля". Родителям нужно настроить детский компьютер так, чтобы он просто не давал ребёнку попасть на "плохие" сайты. Разберитесь в настройках, поставьте специальные программы, это не так сложно, как кажется. Есть и другой подход. Нежелательный контент - это часть нашей жизни, с которой ребенка тоже придется когда-то знакомить. И если ребёнка воспитывают родители, а не интернет, то это знакомство находится в зоне их ответственности. И делать это нужно тактично и аккуратно, чтобы не повредить хрупкую детскую психику.

      Доверительные отношения между детьми и родителями помогут намного больше, чем всевозможные запреты и ограничения. Но бывает и нестандартный нежелательный контент. Например, кибербуллинг - коллективная травля человека через интернет. Масштабы кибербуллинга огромны. Результаты опроса показали, что почти все семьи с ним сталкивались. Половине опрошенных родителей приходилось вмешиваться и защищать своего ребенка от агрессии. Каждый шестой конфликт в онлайне со временем перерос в реальный. Еще семь процентов опрошенных рассказали, что их дети очень переживали последствия кибербуллинга, и им была нужна психологическая помощь. Самое ужасное, что треть родителей всех жертв кибербуллинга узнали о проблемах своих детей спустя значительное время, потому что 80 процентов детей не собирались рассказывать родителям о том, что стали жертвами кибербуллинга. Родителям же очень легко прекратить атаку на своего ребенка - достаточно написать письмо администратору социальной сети. 

      Есть и ещё одна категория - онлайн-шопинг. Очень часто во время игры пользователю предлагают что-то купить. И часто бывает непонятно, за что расплачиваться игровыми деньгами, а за что - настоящими. Если карта родителей привязана к компьютеру, где играет ребенок, он может, сам не зная, отдать за игровые бонусы всю родительскую зарплату, и даже не одну. Чтобы такого не было, не давайте детям свои гаджеты для игр, а если используете устройства совместно, создайте для каждого свой профиль. 

    4. Общение с незнакомцами

      Не все знакомства одинаково приятны, а к детям легче втереться в доверие, они проще поддаются убеждению, могут запросто рассказать своему виртуальному другу то, что в жизни реальной никогда бы не сказали  незнакомцу: номер банковской карты родителей, три цифры CVC/CVV2, которые позволяют совершать покупки онлайн, день, когда семья уедет отдыхать и надолго оставит пустую квартиру, и ещё масса неприятных вариантов. Чтобы избежать данных ситуаций, научите ребенка важному правилу: общение в интернете и в реальной жизни - это одно и то же. Не нужно рассчитывать на сетевую анонимность и публиковать откровенные собственные фотографии,  семьи или друзей. Да, пост можно удалить, но фотография или видеозапись останется в сети. 

    5. Общение с незнакомцами в интернете, которое может перерасти в реальное общение в жизни

      И эта опасность вполне реальна. Опросы показывают: каждый двадцатый ребенок ходит на встречу с людьми, с которыми познакомился в интернете. А как известно, похитители детей, торговцы наркотиками и другие преступники находят своих жертв как раз через социальные сети и сайты знакомств. Конечно, виртуальный знакомый может оказаться и хорошим человеком, но риск нарваться на злодея на таких встречах все-таки очень велик.  

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам

    Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности.

    Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.

    На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

    • доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
    • целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
    • конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

    Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

    Основные угрозы информационной безопасности

    Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

    Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);

    Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;

    Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;

    Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.

    Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

    • аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
    • отказы и сбои аппаратуры;
    • ошибки в программном обеспечении;
    • ошибки в работе персонала;
    • помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.

    Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

    • недовольством служащего своей карьерой;
    • взяткой;
    • любопытством;
    • конкурентной борьбой;
    • стремлением самоутвердиться любой ценой.

    Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:

    • квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
    • нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
    • нарушителю известна информация о принципах работы системы;
    • нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.

    Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.

    Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:

    Через человека:

    • хищение носителей информации;
    • чтение информации с экрана или клавиатуры;
    • чтение информации из распечатки.

    Через программу:

    • перехват паролей;
    • дешифровка зашифрованной информации;
    • копирование информации с носителя.

    Через аппаратуру:

    • подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
    • перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.

    Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.

    Методические и справочные материалы

    Обеспечение информационной безопасности

    Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:

    1. Законодательный. Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.

    Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации: 

    2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.

    3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:

    • приказ руководителя о  назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
    • должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
    • перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных;
    • инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.

    4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.

    5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).

    Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:

    • Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.) 
    • Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией. 
    • Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
    • Использованы контент-фильтры,  для фильтрации сайтов по их содержимому.

    Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.

    Специалисты, имеющие отношение к системе защиты должны полностью представлять себе принципы ее функционирования и в случае возникновения затруднительных ситуаций адекватно на них реагировать. Под защитой должна находиться вся система обработки информации.

    Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность.

    Надежная система защиты должна быть полностью протестирована и согласована. Защита становится более эффективной и гибкой, если она допускает изменение своих параметров со стороны администратора.

    В заключение своего доклада хотелось бы дать некоторые рекомендации по организации работы в информационном пространстве, чтобы уберечь себя и своих близких от интернет-преступников.

    Рекомендации по организации работы в информационном пространстве

    1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.

    2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.

    3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).

    4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.

    5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.

    6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.

    7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.

    8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.

    9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.

    10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.

    11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.

    12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.

    13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.

    14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.

    15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.

    16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.

    17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    Методические и справочные материалы

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie