МБОУ "Гимназия № 131"
город Барнаул, Алтайский край
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Общеобразовательная программа для подготовительной школы «Грамотейка» разработана на основе программы «Преемственность» по подготовке к школе детей 5-7 лет

    Обучение в школе «Грамотейка» осуществляется   в рамках оказания дополнительных платных образовательных услуг в МБОУ-«Гимназия-№131» (подробнее в разделе «Родителям/дополнительные платные образовательные услуги»)

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Возраст - первое, от чего родители отталкиваются при выборе начальной школы для ребенка. Но как понять, во сколько лет ребенок на сто процентов готов к серьезному обучению? В шесть, семь или ближе к восьми годам? Детские психологи пришли к выводу, что гораздо важнее такое понятие как готовность ребенка к школе. Рассказываем, по каким критериям ее можно оценить.
    Четыре уровня развития
    Готовность ребенка к школе можно условно разделить на четыре компонента:
    • социальную
    • психологическую
    • интеллектуальную
    • физическую
    Социальная готовность
    Ее также называют личностная готовность. Это умение ребенка выстраивать новые социальные связи, общаться и взаимодействовать с учителем и сверстниками. Социальная готовность подразумевает наличие умений просить о помощи и спрашивать, если что-то непонятно. Детские психологи рекомендуют родителям интенсивно развивать этот навык у детей минимум за год до поступления в школу.
    Существует мнение, что социальная готовность лучше развита у тех, кто до школы посещал детский сад. Так ли это на самом деле, ответить сложно, потому что все зависит от уровня дошкольного образовательного учреждения, воспитательного вектора и программы обучения. Процесс социализации может происходить не только в рамках дошкольного учреждения: ребенок вполне может стать социально зрелым уже к шести годам, если посещает спортивные и творческие секции, много гуляет и общается с окружающими, активно познает мир.
    О готовности ребенка к школе говорит и сформированная внутренняя позиция будущего ученика. Это ориентация не на внешнюю атрибутику (красивый пенал, модная одежда или новый рюкзак), а стремление к новым знаниям и любознательность.
    Психологическая готовность
    Психологическая готовность – это степень развития высших психических функций: мышление, речь, письмо, счет, память, произвольные движения, перцептивные процессы. В последние годы к этой категории также относят развитие soft skills, или гибких навыков, то есть умение ребенка контролировать свое поведение и эмоции, его уровень самостоятельности.
    О психологической готовности к школе говорит определенный уровень самооценки у ребенка. Так, нормальная и завышенная самооценка свидетельствуют о психологической устойчивости будущего ученика. А вот начинать обучение с заниженной самооценкой ребенку может быть довольно трудно, и понадобится гораздо больше времени для адаптации к новой среде.
    Интеллектуальная или специальная готовность
    Интеллектуальная готовность касается навыков, которые дети обычно нарабатывают во время подготовительных занятий. Это опять же счет и письмо, умение отступать 4 клетки сверху, не выходить за контуры рисунков и поля. Но с точки зрения нейропсихологии гораздо важнее, чтобы ребенок умел рассуждать, задавать вопросы, самостоятельно находить причинно-следственные связи – именно эти критерии говорят о том, что ребенок интеллектуально подготовлен к школе.
    Физическая готовность
    Зачастую при поступлении ребенка в школу упор делается на интеллектуальную готовность. При тестировании во многих общеобразовательных учреждениях до сих пор просят прочитать отрывок из популярного детского рассказа и используют другие приемы для оценки уровня развития и широты кругозора. Мало где проверяют умение прыгать, стоять с закрытыми глазами на одной ноге, останавливаться по сигналу.
    К элементам физической готовности также относится развитие пространственной и зрительно-двигательной координации, умение длительно удерживать статистическую позу в положении сидя, держать осанку. Отдельно стоит выделить и подготовленность руки к овладению письмом (захват и нажим карандаша).
    Кроме этого, преподаватели должны обращать внимание на развитие уровня нейродинамической регуляции: возможность высидеть спокойно урок продолжительностью 30-40 минут, концентрироваться и удерживать внимание на определенных заданиях.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Эмоциональная готовность к школе:

    • Способность выдерживать нагрузки;
    • Способность выдерживать разочарования;
    • Не бояться новых ситуаций;
    • Уверенность в себе и своих силах

    Социальная готовность к школе:

    • Умение слушать;
    • Чувствовать себя членом группы;
    • Понимать значение правил и умение соблюдать их;
    • Конструктивно решать конфликтные ситуации

    Моторная готовность к школе:

    • Координация системы «рука–глаз», ловкость пальцев и рук;
    • Способность проявлять собственную инициативу и активность;
    • Воспринимать равновесие, тактильные и кинестетические ощущения;
    • Уметь воспринимать препятствия и активно взаимодействовать с ними

    Когнитивная готовность к школе:

    • Способность к концентрации внимания в течение некоторого времени;
    • Краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память;
    • Любознательность и интерес к учению;
    • Логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности
     
     

    Главное – это психологическая готов­ность ребёнка к школе. Это понятие означает сформированность необходимых психологических предпо­сылок учебной деятельности, помогающих ребёнку приспособиться к условиям школы и приступить к си­стематической учебе.

    Набор психологических свойств и качеств многооб­разен, поскольку понятие психологической готовности к школе включает в себя несколько аспектов. Все они между собой тесно взаимосвязаны.

     >Функциональная готовность ребёнка свидетель­ствует об уровне общего развития, его глазомера, про­странственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложно-координированных движений руки.

     >Интеллектуальная готовность предполагает приобре­тение ребёнком определенного запаса конкретных зна­ний, понимание общих связей, принципов, закономер­ностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схе­матического мышления, творческого воображения, на­личие основных представлений о природе и социаль­ных явлениях.

     >Оценка готовности к школе по уровню интеллекту­ального развития наиболее распространенная ошибка  родителей. Старание родителей направляет­ся на "запихивание" в ребёнка всевозможной инфор­мации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представле­ний. Желательно развивать способность слушать, по­нимать смысл прочитанного, пересказывать услышан­ный материал, умение сопоставлять, сравнивать, вы­ражать свое отношение к прочитанному, проявлять ин­терес к неизвестному.

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie